Пантон - составная краска (например: зеленый - в отличае, от обычной 4-х красочной печати, получаемый двумя красками: Cyan и Yellow,- идет одной краской). Пантон обычно применяется для прокрашивания ровных плашек в 4-х красочной печати(идет 5 и т.д. цветом), для точной передачи какого-либо фирменного цвета, или в одно-двух или трех красочной печати. Для печати цвета в полирафии
в основном используется цветовая система CMYK, состоящая из четырех базовых красок. Благодаря методу растрирования, используя только эти четыре базовых цвета, можно получить любой цвет и оттенок. Но в производстве, все таки возникают случаи, когда возможностей симтемы CMYK недостаточно. В основном, применение красок-Pantone обусловлено необходимостью безукоризненно реализовать бурные дизайнерские фатазии, а именно: точно попасть в фирменный цвет или идеально запечатать большие площади на листе (плашки). Иногда краски-Pantone используются для более объемной передачи фотографий, в основном это серые тона. В современной рекламе и при оформлении современной упаковки, краски-Pantone используются очень часто, т.к. этого требует конкуренция. Применение таких красок в большинстве случаев заметно поднимает стоимость готовой продукции.
Как устроена палитра Pantone?
За счет смешивания нескольких красок из серии Pantone (всего их 15) можно получить любой цветовой оттенок, имеющийся в каталоге Pantone. Этим занимаются специализированные фирмы, у которых стоит смешивающая установка. Типографии закупают уже готовые цвета, предварительно заказывая их, называя номер цвета по каталогу. ЦМИК (CMYK - Cyan, Magenta, Yellow, blacK) - тип чистых печатных красок, при наложении которых получается множество цветов и оттенков. Все в детстве рисовали и смешивали краски. Когда мы смешивали голубую и желтую краску, на кисточке у нас оказывалась зеленая краска. То же происходит и при "цмик"-печати: зеленая получается наложением cyan+yellow, красная - magenta+yellow, фиолетовая - cyan+ magenta и т.д. А великое множество оттенков и переходов создается благодаря тому, что изображение состоит из огромного количества точек чистого цвета. Если взять мощную линзу и посмотреть на какую-нибудь полиграфическую картинку, можно увидеть эти точки. Точки эти имеют всего 4 цвета (тот самый "цмик"), но они разного размера и, при наложении друг на друга, дают разные пропорции "смешения красок на кисточке".
Пантон (Pantone) - под этим определением подразумевается (в большинстве случаев) печать одного цвета одной краской. Если, печатая красный цвет "цмиком", мы используем 2 краски (накладывающиеся друг на друга), то печать "пантоном" выполняется одной краской. Соответственно, переходы возможны только из чистого красного в красный того же оттенка (за счет точек разного размера, которые не накладываются на точки других цветов). В этом есть и минусы, и плюсы. Плюсы состоят в том, что тратится меньше краски. Сама по себе, печать проще: не нужно совмещать точки одного цвета с точками другого, так как они не накладываются. Кроме того, есть ряд цветов, которые невозможно получить "цмик"-красками (например, ядовито-зеленый или золотой металлический цвет).
Однако большинство задач решается именно "цмик"-печатью. Стоимость работ напрямую не зависит от типа красок. Если в типографии есть чистая зеленая краска, смешанная не на листе (точками из двух красок), а в "бочке", то для печати черного текста с зелеными вставками с обеих сторон проще использовать печать 2+2 (т.е. чистый черный и чистый зеленый), чем 3+3 (чистый черный + наложение голубого на желтый). Тут нужно быть особенно внимательными - обычно типографии при обозначении 2+3 и расчете цен все равно имеют в виду "ЦМИК"-краски !!! Поэтому Заказчику стоит лишний раз, не пытаясь использовать полиграфические термины, обычным языком объяснить, что хочется получить в итоге. Например, Вам нужно, чтобы фрагмент текста был отпечатан синими буквами на желтом фоне.
Цены типографии, портфолио, бриф и договор.
Правильнее так и сказать: "Мне нужно, чтобы этот фрагмент был отпечатан синими буквами на желтом фоне". И совсем неправильно было бы говорить: "Посчитайте мне двухцветную печать". Вы-то видите это как два цвета, но в реальности они могут быть напечатаны не двумя, а тремя или даже четырьмя красками (см. выше). А сотрудник типографии, услышав про "двухцветную печать", может подумать, что Вам нужна печать в два "пантона" (и, соответственно, сделать иначе, чем Вы просили). Во избежание накладок, просто опишите, что Вы хотите получить. Совершенно нормально звучит фраза: "Мне нужно 500 листиков с фотографиями нашей продукции с двух сторон. Они должны быть согнуты посередине. Бумага на ощупь - как в глянцевых журналах". Заказчик не обязан быть специалистом в полиграфии. Он платит деньги, а нормально работающая типография
сама уточнит реальные потребности Заказчика. Так вот, возвращаясь к вопросу цены, если типография не заказывает "пантонных" красок, то, скорее всего, Вам придется заплатить столько же или больше, чем при "цмик"-печати. В этом случае типография под Ваш заказ покупает целую "банку" краски, которая может после Вашего тиража стоять не один месяц за ненадобностью. Если же типография регулярно печатает "пантонами" и Вы заказали не слишком редкий цвет, печать может выйти дешевле. На цену также влияет "красочность" печатного оборудования, т.е. сколько одновременно красок может наложиться на лист, пока он идет через печатную машину. В 4-х и более секционных машинах "полноцвет" (4) может печататься сразу, поэтому накладные расходы при печати "полноцвета" уменьшаются. Но если Вам нужна 2-х цветная печать, она реально может оказаться дешевле на 2-х секционной печатной машине (такая машина сама по себе намного дешевле 4-х и более -секционной). Иногда к "смик"-печати добавляют несколько "пантонов" (например, печать фотографий "смиком" и печать на той же стороне золотом названия компании с последующим "лакированием" названия). Такая печать будет дешевле на машине, имеющей более 4-х печатных секций (в данном случае оптимален 6-ти секционный вариант). Здесь правило такое: сколько красок с одной стороны - столько секций оптимально иметь на машине (или больше, НО НЕ МЕНЬШЕ). Лакирование - такая же печать краской, только в роли краски в данном случае выступает прозрачный полиграфический лак. Он позволяет придать продукции интересный вид, особенно если лаком покрывается участок матового листа. Выглядит очень красиво и дорого (и, кстати, стоит тоже недешево).
Офсетная печать пантонными красками
Пантонные краски, используемые для печати карт, это смеси 12-ти базовых процессионных красок в определённых пропорциях. Номера их взяты из системы РМS (Pantone Matching System). Особое внимание должно быть уделено точному совмещению цветов, для чего на картах должны иметься кресты совмещения. Карты печатаются в 6 цветах, включая надпечатку дистанций. Рекомендации по применению пантонных красок приведены ниже.
4-х красочная офсетная печать (CMYK)
4-х красочная печать широко применяется в картографии и полиграфии. Метод 4-х красочной печати основан на триаде основных цветов: cyan, magenta (purple), yellow. По теории смешение этих красок в равной пропорции должно давать чёрный цвет, но в действительности получаются наиболее темные тона тёмно-коричневого. Поэтому к этим трём краскам добавляют ещё чёрную (process black). Часто такой метод называют CMYK-печатью. Хотя 4-красочная печать капризна в цветопередаче, главным её преимуществом является возможность включения цветных фотографий и относительная дешевизна. Использование цифровых технологий для цветоделения сделало возможным достижение высокого качества карт при применении 4-х красочной печати. Этот метод печати является альтернативным и может применяться только тогда, когда качество линий, читаемость и цветопередача сопоставимы с традиционными результатами пантонной печати. Однако картограф должен проанализировать ограничения и возможные ошибки такого метода печати. Изображение очень тонких линий требует особого внимания.
Сетки Возможно наложение красок, содержащих либо регулярные сетки, либо хаотически распределённые, так называемые стохастическими. Последние позволяют печатать горизонтали более чёткими и, поэтому, рекомендованы к применению. Линеатура Обычно точечные сетки для карт содержат 60 линий на сантиметр. У стохастических сеток плотность изменяется хаотически. Углы наклона растра Для того, чтобы избегать эффекта "муара" (moire) при 4-х красочной печати, для красок используются стандартные углы наклона растра (рядов точек сетки). При использовании стохастических сеток такой эффект не проявляется, т.к. точки растра распределяются хаотически.
Последовательность печати Качество печати зависит от последовательности наложения красок. При 4-х красочной печати карт последовательность наложения процессионных красок всегда должна быть таковой: 1. Yellow, 2. Cyan, 3. Magenta, 4. Black
Надпечатка (оверпринт) При печати традиционным способом пантонными красками, фоновые растры каждой следующей краски ложатся на белую бумагу, не перекрывая предыдущие (за редким исключением). Линии же и точечные объекты часто накладываются или пересекаются и как бы просвечиваются один из-под другого. При 4-х красочном способе печати такого эффекта можно добиться, используя оверпринт (overprinting), который позволяет не стирать (печатать белым цветом) участки позитивов, под соответствующими участками позитивов красок, кроющих сверху. Пример: черные тропы не будут подавляться пурпурными линиями знаков дистанций, голубые ручьи не будут подавлять под собой "зелёнок". (на практике эффект оверпринта используют только для чёрного цвета) Для достижения эффекта оверпринта при 4-х красочной печати используется следующая последовательность наложения PMS-красок, поделённых на процессионные: 1. 100% Violet (Purpur) 2. 100% Black (Process black) 3. 100% Brown 4. 100% Blue 5. 100% Green 6. 100% Yellow
Почему полиграфию выгодно заказывать у нас?
Нет смысла дальше искать надежного партнера, Вы его уже нашли - это мы!