Спрос на полиграфические услуги
постоянно растет. Это относится как к выполнению больших тиражей, так и малых. Основная доля малых тиражей приходится на малые типографии и салоны оперативной полиграфии. По мнению Сергея Паутова, генерального директора и владельца ООО "Питер Полиграф" (в штате четыре человека), для открытия мини-типографии необязательно изыскивать большие инвестиции, но изначально иметь в штате опытного специалиста, хорошо знающего весь печатный процесс, необходимо. Начинать можно с однокрасочной офсетной машины, на ее работе можно получать примерно $700 чистой прибыли в месяц.Как отмечают специалисты, сейчас темпы роста в этом секторе экономики снижаются, но объем выпускаемой печатной продукции растет. Маленькая типография может раскрутиться, ориентируясь в работе на определенного заказчика, формируя под него соответствующее оборудование и работу. Шаг 1. Регистрация Для открытия мини-типографии достаточно зарегистрировать частное предприятие (ЧП). Лицензирование этого вида предпринимательской деятельности не предусмотрено. Шаг 2. Заказчик Открытие типографии необходимо начинать с поиска постоянных клиентов и формирования портфеля заказов. На первых этапах работы заказы можно передавать действующим типографиям. Перед покупкой оборудования и поиском помещения необходимо сформировать систему активных продаж. Важно выстроить четкую маркетинговую стратегию: что печатать и для кого. "Поначалу хозяин типографии вынужден самостоятельно искать свои первые заказы. Через личные продажи, обзвон, подключая знакомых и т. п.", — советует управляющая филиалом ООО "Копи Р" Людмила Корыхалова. В настоящее время выделились четыре основных сегмента производства полиграфической продукции
: книжно-журнальное направление, производство упаковки и этикеток, рекламная полиграфия и производство газет.Самым насыщенным сектором рынка считается рекламная продукция. Листовки, буклеты, календари печатают практически все типографии. Технологическая цепочка изготовления может быть полной — от дизайнерской разработки до послепечатной подготовки — или частичной, когда процессы распределяются на подрядчиков.Полная технологическая цепочка состоит из: дизайн-студии, допечатной подготовки с выводом фотопленок, изготовлением форм (препресс берет на себя дизайнер), печатного процесса, послепечатной подготовки (резка, фальцовка, тиснение, подборка и т. п.).За организацией технологического процесса следует подбор оборудования. Стоит учесть, что клиенты предпочитают пользоваться услугами тех типографий, в которых им смогут предложить полный спектр обслуживания: от разработки дизайна до готовой упакованной продукции."Важным элементом работы малой типографии, — говорит Людмила Корыхалова, — является постоянный контроль и оптимизация процессов печати. Ошибка может закончиться переделыванием заказа за свой счет или потерей постоянного клиента". Кроме этого, будет выгодно отличаться та мини-типография, которая обеспечит качество и скорость выполнения заказа. Привлечь клиентуру можно введением дополнительных услуг. К примеру, изготовлением небольшой партии карманных календариков в дополнение к основному заказу. Шаг 3. Оборудование и расходные материалы Выбирая оборудование, необходимо следовать принципу "нужная машина в нужное время в нужном месте". А также помнить, какая продукция востребована на рынке и на каком оборудовании ее печатать. "Начинающему предпринимателю стоит подумать о покупке простейшей подержанной однокрасочной машины типа Romayor, формата А3, копировальной рамы для изготовления форм, резака. Данное оборудование подходит для печати брошюр, документов, листовок и т. п. Для начала работы достаточно иметь $10-12 тыс.", — считает Сергей Паутов. Компанию поставщика оборудования рекомендуется выбирать исходя из наличия сервисного центра. Распространенными марками оборудования в России являются Romayor, Heidelberg, Roland и другие. Шаг 4. Помещение Стоит заранее определиться с тем, где будет располагаться печатный цех. Если печатный салон будет ориентирован на выполнение оперативной полиграфии, то идеальным вариантом станет размещение его в помещениях бизнес-центров, образовательных учреждений и других проходимых местах. Там же будет осуществляться прием заказов. Для размещения полиграфического оборудования, склада расходных материалов готовой продукции и оборудования места для дизайнера достаточно 20 м2.Помещение необходимо выбирать с подходящими климатическими условиями, а также с вентиляцией и вытяжкой.По мнению специалистов, размещать производство в жилых домах не рекомендуется. Это обязательно вызовет нарекания жильцов дома и заставит искать новое место для производства. Шаг 5. Персонал и специфика Важным человеком, от которого зависит работа любой типографии, является печатник. Персонал мини-типографии может состоять из печатника, помощника печатника, резчика, специалиста, занимающегося предпечатной подготовкой, и менеджера по сбору заказов.По мнению участников рынка, больше всего проблем с поиском печатника, несмотря на то что эта профессия считается одной из самых высокооплачиваемых в городе. Труд печатника тяжелый и вредный. "Печатники нужны всегда и всем. Нет такой типографии, которая не нуждалась в печатниках", — признается Константин Ковалев, менеджер по продажам РА "Зебра". Кадры готовят сами типографии, Северо-Западный институт печати и учебно-методические центры переквалификации. Зачастую типографии сами занимаются подготовкой кадров или переманивают сотрудников из других предприятий. Поиск через объявления или рекрутинговые агентства практически не работает, признают специалисты.В маленьких компаниях специалист по предпечатной подготовке и дизайнер, как правило, один и тот же человек. Менеджеры по сбору заказов должны иметь представление о том, что такое полиграфия.Урожайным периодом для работы небольшой типографии считается осень и зимний период до Нового года."В этот период типографии работают в три смены", — говорит Константин Ковалев. Проводится большое количество выставок, рекламных кампаний, идет подготовка к встрече Нового года. Данные мероприятия требуют большого расхода рекламной продукции.